6 ноября 1940 г. решением СНК СССР № 2276 были созданы специальные средние школы Военно-воздушных сил. Затем, 30 ноября 1940г. приказом Ленгороно положено формирование 2-ой Ленинградской спецшколы ВВС, а 13 января 1941г. начались регулярные занятия. Ребят одели, что говорится «с иголочки». На каждом была темно-синяя форма с голубыми петличками. Вскоре к теоретическим занятиям добавилась и строевая подготовка к предстоящему параду 1 Мая.
Началась война. И всё вокруг изменилось на глазах. Курсанты рота за ротой уходили на фронт. В тяжёлые дни начала войны все ученики 2-ой спецшколы ВВС стремились попасть добровольцами на фронт. Первая группа добровольцев в составе 30 человек ушли в Красную Армию. В их числе были Бударин Д.Д., Добряков В.Я., Желтов Г.И., Михайлов В.М., Трифонов Н.И. Ученикам приходилось учиться при бомбежках и артобстрелах. Спецшколу перевели на Васильевский остров.
В начале февраля 1942г. командование спецшколы объявило о подготовке всех к эвакуации через Ладожское озеро. Эвакуация началась 6 февраля 1942г. По дороге многие уже не могли переносить новые испытания и умирали.
В город Ойрот-Тура (Горно-Алтайск) ленинградцы прибыли истощенными и ослабевшими. Но уже с 1 апреля 1942г. начались регулярные занятия, а в августе состоялся второй выпуск в количестве 85 человек. Выпускников направили в Вольское авиационно-техническое училище. С момента основания спецшколы её директором был В.П. Широков.
Следующий выпуск состоялся в 1943 году и был направлен в Красноярское штурманское училище, а выпуск 1944г. в Омскую школу летчиков, а затем в 7 Военно-авиационную школу пилотов.
В Поспелихе 7-я Военная авиационная школа пилотов начала работу в мае 1944г. Размешена она была в здании войсковой части с. Поспелиха. Одновременно в авиашколе обучалось около трёхсот человек, сформированных в две авиационные эскадрильи. Обучение производилось на современном для 1941 года самолёте «Ут-2» (учебно-тренировочный самолёт- истребитель, двухместный). Самолёт позволял успешно освоить все фигуры высшего пилотажа.
Конструктор самолёта – Яковлев.
Длина – 7 метров.
Размах крыльев – 10,2 метра
Вес пустого самолёта – 616 кг.
Мотор воздушного охлаждения «М – 11».
Продолжительность полёта – 7 часов.
Дальность – 1130 км.
Скорость эксплуатационная – 160 км/час.
Скорость максимальная – 205 км/час.
Практический «потолок» - максимальная высота, на которую мог подняться самолёт – 3500 м.)
Было два аэродрома. Для ускорения обучения летом у деревни Новичиха также было построено два аэродрома.
После окончания 7 – ой ВАШП выпускников направляли в различные лётные училища Сибири: в Славгород – для обучения на штурмовиках «Ил – 2», в Омск – на «Пе – 2», в Новосибирск и Черногорск – на «Як – 9», в Бердск – на «Ил – 4».
Из выпускников 1944г., в последующем образовались 2 группы летчиков бомбардировщиков и истребителей. Среди выпускников 2 Ленинградской спецшколы ВВС два Героя Советского Союза, шесть генералов авиации, двадцать докторов наук и профессоров, двенадцать Заслуженных военных летчиков и штурманов. |