Урок патриотизма "Поспелихишский район и блокадный Ленинград"
В 1942 году из блокадного Ленинграда на Алтай был отправлен эшелон с детьми 2-го Ленинградского дома малютки, который прибыл на станцию Поспелиха. С железнодорожного вокзала на машинах и конных повозках детей распределили в близлежащие районы. В Поспелихинском районе решено было разместить детей в начальной школе села Клепечиха, которая располагалась недалеко от церкви. По прибытию на место дети были разделены на четыре группы по 20 человек и размещены в классные комнаты. Всю постель, одежду и кровати дети привезли с собой, продукты получили в г. Барнауле.
Жители села Клепечиха до сих пор помнят, как в 1942 году из блокадного Ленинграда к ним в село привезли очень маленьких, слабых, болезненных, худеньких ребятишек в возрасте от 1 до 4 лет, счастливых и радостных лиц среди прибывших не было. Многие из них не могли ходить. Среди них была маленькая девочка, у которой оторвало ногу, после того как их поезд попал под бомбежку. Летом они собирали спелые ягоды, играли, резвились на зеленой травке под ярким летним солнышком, а деревенские ребятишки издали наблюдали за ними. Жители села очень полюбили и жалели детей, носили им гостинцы-морковь, головки мака, зеленый лук, ягоды, щавель, из них варили суп, кисель. В благодарность за заботы дети их называли «мамочками». Когда поспевала клубника, ребятишек приводили в березовую рощу, в котором находилось старое кладбище погулять, да полакомится, Бани при школе не было, воду грели на печке и купали детей в корыте.
В списке прибывших значилось пятнадцать детей из г. Ленинграда 1939-1941 годов рождения, с улиц Лаврова, К. Маркса, Бабурина, Литовской, Шувалова, Шлиссельбургской, Старцева, проспекта Ярославского. У большинства из них в сведениях о родителях значилась отметка-отец в рядах Красной Армии или убит, мать - умерла. Остальные дети были из многодетных семей с. Клепечиха, подкидыши, беспризорные, направленные крайздравотделом, переселенные из других детских домов. Всего на проживании в детском доме числилось около 80 детей.
Вместе с детьми приехал обслуживающий персонал: заведующая, воспитатели, врач, но нужны были еще нянечки, повара, прачки и поэтому работников набирали из жителей села. Требования к работникам были очень высокие - за любую провинность и неисполнение указаний работника увольняли. Были такие случаи, когда во время сна детей, сестра-воспитательница в халате вышла из расположения детского дома, за что была наказана. За нерадивое отношение к скоту был наказан скотник.
Штат детского дома насчитывал 34 человека. Заведующими домом малютки были Пикунова Наталья Сергеевна, 1924 года рождения, затем Правдин Ф.Я. который в 1939 году получил диплом о педагогическом образовании. Заработная плата заведующего определялась в размере 500 рублей. В доме малютки из работников числились, Пикунова Н.С., Замерцев И.П., Корякина В.П., Горьковая М.И., Беккер Э, Бут. Кулинич И, Деркач Т. и др.
Особенно трудными для детей были зимы. В помещении холодно, так как угля не было и чтобы натопить здание детского дома, приходилось заготавливать дрова в бору села Токарево, околках села Клепечиха. Бывшие работники детского дома помнят, как молодыми девчатами вместе с завхозом Парадой П. ездили на лошадях за дровами в лес за 50-60 км. по нескольку дней. Сами пилили деревья, кололи чурки. Работали по 16 часов в сутки без выходных. Несмотря на трудное военное время, хорошая работа всегда отмечалась. Так в честь 29-ой годовщины Великого Октября к 7 ноября выдана премия работникам детского дома платье (300 р.), тапочки (200 р.), 3 метра ткани. Среди премированных были Пикунова Н.С., Стукал Р., Беккер Э., Плешкова М.И., Корж П., Парада П.
Всего через детский дом в 1946 году прошло 509 детей, на проживании значилось 89 из них 54- сироты, усыновлено-4 ребенка, 6 детей передано в детдома края, умерло 24 ребенка (причиной смерти были ветряная оспа, туберкулез, грипп),
28 января 1944 года блокада Ленинграда была прорвана, а дом малютки все продолжал оставаться на территории района. В 1948 году из села Клепечиха он был переведен на станцию Поспелиха, где получил название 2-ой Ленинградский детский дом. На станции он располагался по улице Школьная, 4, где занимал здания бывшей школы и бывшего дома колхозника. Помещения были неприспособленные для размещения в них детского учреждения, среди детдомовцев появились дети более старшего возраста.
Архивные документы свидетельствуют, что штат детского дома насчитывал 43 человека. Заведующей с 18.03.1948 назначена Жиленкова Евфросиния Ивановна, с 18.12. 1948 - Дронов Илья Борисович. За 1948 год через детский дом прошло 95 детей, четверо из них до одного года, 25- от года до трех лет, 14 –старше трех лет. За год в детский дом прибыло 70 детей, в том числе 12 были подкинуты, 6 - сирот, 36 ребятишек отдали одинокие матери. За это же время 55 детей выбыло, 15 приняли родственники, 11 усыновлены, один переведен в другой детский дом и 28- страшная цифра – умерло.
Помощником прокурора Поспелихинского района Туркиным обследовано помещение детского дома и составлен акт, в котором говорилось, что здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта, печи развалены, дымят, стены грязные, не белились из-за отсутствия извести, рамы не застеклены, крыша протекает. Изолятор к зиме не подготовлен, нет вторых рам. На 48 человек из инвентаря и одежды в детском доме имелось: деревянных коек-37, из которых 25 принадлежало колхозу «Красный пахарь» Клепечихинского сельсовета, не хватало 11, поэтому дети вынуждены спать на полу, 35- валенок 25-ботиночек, 10 пар чулок, 17 шапок, которые к зимовке были совсем не пригодны, Не хватало столов и стульев, шкафов и умывальников, чайной посуды вообще не было, игровых пособий в детском доме нет, продуктами детский дом обеспечивался не регулярно, крупой и сахаром от случая к случаю, овощей за весь 1948 год не было, угля нет, дров хватит только до 1 ноября.
В отчете заведующего детским домом за май 1948 года говорилось, что в здании, необходимо сделать капитальный ремонт, нужна мебель, посуда, верхнее и нижнее белье, обувь, спальные мешки, одеяла. Дети спят на полу. В детском доме плохое снабжение питанием. Фактически продуктов нет никаких, муки и манной крупы- 3 кг., сахара- 6 кг., мяса- 6 кг., нет медицинских препаратов. Финансирование плохое, топлива нет. В мае умерло еще 3 ребенка.
В основном дети умирали в детском доме, не попадая даже в больницу. Так за девять месяцев 1948 году умерло 22 ребенка в возрасте от одного месяца до двух лет, в январе в детский дом поступило 4 ребенка, а умерло 5. В историях болезни детей причиной смерти указано воспаление легких, дистрофия, коклюш, цинга, туберкулез. Умершие дети были похоронены на кладбище ст. Поспелиха, возле ограды, где был установлен указатель «Дом малютки».
17 детям от одного года до десяти лет был поставлен диагноз «гипотрофия», «упадок питания» им была отпущена норма на одного ребенка на день хлеба-70 гр., молока-100 гр., масла-20 гр., сахара-20 гр., мяса-40 гр.
Несмотря на предпринятые меры условия проживания детей, продолжали оставаться плохими.
Видя это и несмотря на трудные послевоенные годы, исполнительная власть в районе уделяла большое внимание вопросам проживания детей. Так на заседаниях райисполкома заслушивались вопросы об условиях проживания детей в детском доме и были выделены за счет хозяйства 2 коровы и 2 быка, из подсобного хозяйства больницы совхоза 12 лет Октября была передана рабочая лошадь, из Красноярской больницы - рабочий бык, для вывоза дров выделена машина от воинской части. Для оказание помощи администрации дома в целях использования в интересах детей отпускаемых денежных средств, продуктов питания, одежды, устройства детей путем развития патроната и усыновления, организации донорских пунктов грудного вскармливания и т.д., создан попечительский Совет в количестве 9 человек в составе Акимова- зав. учебной частью, Зенюкова- директор автоколонны, Князева- зам. директора Заготзерно, от воинской части 41406, Феоктистова –райком ВКП(б), Дегтяренко -2-ой сектретарь РК ВЛКСМ, Дронова- заведующего детским домом, Игнатенко-инспектора районо. Контроль за исполнением решений был возложен не депутата райсовета Короткова.
Когда дети подрастали до школьного возраста, их отправляли в другие детские дома, в том числе и в Днепропетровский, который располагался в селе Калмыцкие Мысы. Многие дети нашли своих родителей и их забрали домой. Ленинградский детский дом просуществовал на территории района до 1954 года. По приказу краевого отдела по народному образованию «О ликвидации детского дома» от 02.06.1954 года второй Ленинградский детский дом был расформирован. Детей распределили по детским домам и приютам в городе Барнауле, а некоторые остались в Поспелихинском районе, так как были усыновлены жителями нашего района.
|